Программы. Исследования в  области литературы  I и II.

Эти образовательные блоки знакомят слушателей  как с методологическими, так и с рядом других проблем, с которыми они будут сталкиваться при изучении  литературных источников различных периодов. Они обеспечивают литературный контекст для тех работ, которые слушатели будут изучать в последующие годы и будут способствовать тому, чтобы они  рассматривали историю литературы как а аны, начиная с 2500 до нашего века и  кончая 20-ым веком.  Общей особенностью для всех текстов являются то, что они рассматриваются как важные вехи в истории западной литературы. Слушатели будут рассматривать ряд проблем, в том числе исторические проблемы, проблемы контекста и др., относящиеся к конкретным произведениям, а также связи между произведениями. Анализ такого типа может предусматривать влияние одного произведения на другое, рассмотрение различных способов,  которыми одни и те же проблемы решаются в различных произведениях,  а также  различия в конкретных аспектах одного и того же произведения, например, способ представления характеров, языковые конструкции, использование иносказаний.

Выполнение критического анализа или каких-либо аналогичных работ не предусматривается; предполагается, что слушатели выполняют свои собственные исследовательские программы, базирующиеся на рекомендациях, предлагаемых во вводной части к каждому конкретному произведению и на учебниках.

 

Исследование в области литературы I

 

В этом блоке предусматривается изучение произведений, написанных до 1600 г., а также "Гамлета" и "Бури".  Выполняемая работа состоит  из двух частей. В первой части рассматриваются два вопроса, которые были выбраны из ряда предложенных индивидуальных тем, во второй -  один вопрос, выбранный из  вопросов, предусматривающих сравнение по крайней мере  двух литературных текстов.

 

Ниже приводится перечень  литературных произведений, среди которых    слушатель должен выбрать те произведения,  которые рекомендуется проанализировать: 

Гомер - “Илиада”, Одиссей”; Софокл - Король Эдип; Виргилий: Энеиды;  Овидий: Метаморфозы; Платон: Симпозиум; Библия ( отрывки из версии о короле Джеймсе; Данте: Ад; Чосер - Кентерберийские рассказы; отдельные произведения из сборника “Новый Оксфордский сборник английской поэзии”; Шекспир: “Гамлет”, “Буря”; Марлоу “Доктор Фауст”.

 

 Исследование в области литературы II

 В этом блоке предусматривается изучение произведений, написанных после 1600 г. Выполняемая работа состоит  из двух частей. В первой части рассматриваются два вопроса, которые были выбраны из ряда предложенных индивидуальных тем, во второй -  один вопрос, выбранный из  вопросов, предусматривающих сравнение по крайней мере  двух литературных текстов.

 

Ниже приводится перечень  литературных произведений, среди которых    слушатель должен выбрать те произведения,  которые рекомендуется проанализировать: 

Отдельные произведения из сборника “Новый Оксфордский сборник английской поэзии” и отдельные произведения из сборника “Метафизические поэты” (издание “Пингвин”); Милтон; Филдинг: “Джозеф Эндрюс”; Вордсворт и Колеридж: “Лирические баллады”; Блейк: “Песни невинности и опыта”; Свифт: “Путешествия Гулливера”; Остин: “Чувство и чувствительность”; Броне: “Джейн Эйр”; Диккенс : “Большие надежды”; Гарди: “Тэсс из рода Д’Эбервиллей”; Конрад: “Сердце тьмы”; Вульф: “ На маяке”; Джойс: “Портрет художника в молодости”;  Беккет: “В ожидании Годо”.

 

Подходы к изучению текста.

 

В этом блоке рассматривается ряд вопросов, касающихся интерпретации как литературных, так и не литературных текстов, кроме того, в нем приводятся основная  терминология и концепции, касающиеся анализа текстов.

Слушатели предоставляется возможность  дать ответы на вопросы, возникающие при интерпретации текстов, развить навыки и умения  формулировать задачи и разрабатывать собственные подходы к проведению исследования.

Следует подчеркнуть, что программа ориентирована на следующие  моменты: способствовать пониманию того, из чего может  состоять текст (книги, изображения, CD-диски,  фильмы, постановка пьес и т.п.); ознакомить с основной терминологией  и концепциями, которые применяются при анализе текстов (например, размер, метафора, точка зрения); показать, каким образом в состав ”теоретических” предположений и положений включены   все способы интерпретации или комментариев  даже в том случае, если подобные концепции явно не признаны и др.

Когда слушатели переходят к изучению этого блока, они будут создавать свои глоссарии ключевых терминов, которые используются в описании  текста произведения и выполнении анализа, и должны будут  изучить, почему именно концепции, выделенные при анализе, реализуются на различных носителях ( не только в книгах, но и в газетах и журналах, фотографиях, рисунках, ТВ-фильмах и обычных фильмах, в популярной музыке). Слушатели должны привести примеры реализации ряда концепций более, чем на одном носителе.

В числе концепций , которые могут выбрать  слушатели, можно указать следующие концепции: коды и языки; структура и семиология; составление списков; жанр; иносказательный язык; аллюзии;  ритм; размер; повествование; диалекты;  признаки этничности; тексты как исторические документы; повествование в визуальных образах; драматические представления в качестве примеров текстов и др.

Выполняемая работа состоит  из двух частей. В первой час *1пользуя при этом изученные концепции и терминологию (в некоторых вопросах может быть задано сравнение нескольких текстов или отрывков). Во второй части необходимо ответить на два вопроса, при ответе на которые должно быть отражено содержание данной учебной программы (учебного блока) на примерах.

 

Литература для предварительного изучения:

А.Дюран и Н.Фаб (1990). Литературные исследования в действии.

М.Монтгомери, А.Дюран, Н.Фаб и др. (1992). Методы чтения: продвинутые навыки и умения для студентов, изучающих литературу.

 

Персональная программа исследования.

 

В данном блоке предполагается предоставить слушателям возможность сформулировать и выполнить собственную программу исследования.

Слушатели должны будут разработать ряд проектов, применяя навыки, умения и концепции, которые они освоили  при изучении основных блоков программы обучения. Некоторые проекты могут напоминать   работу, выполненную при изучении основных блоков, в некоторых проектах предполагается установить взаимосвязи между курсами. В некоторых проектах могут рассматриваться проблемы, которые не затрагивались в программе, предусмотренной для получения степени бакалавра, к примеру, изменение отношения к английскому языку как к академической дисциплине.

В некоторых программах могут быть представлены такие аспекты как подробный анализ одного произведения или одного конкретного автора, сравнение произведений или авторов по выделенным признакам в соответствии с полученным результатом или выбранной темой; более подробный анализ концепций или проблем, которые  были рассмотрены в блоке “Подходы к тексту”; изучение конкретных жанров или литературных концепций; изучение стилей.

Необходимо одинаково внимательно рассматривать все этапы разработки программы, начиная с формулировки темы до редактирования вариантов и подготовки окончательного варианта.

При работе  по этой программе не приводится никакого специального списка рекомендуемой литературы.  Вместо этого предполагается, что слушатели сами будут решать, что они будут читать, ориентируясь на советы, приведенные во введении и в руководстве.

Предполагается, что в написании работ в рамках этого учебного блока слушатель покажет, что он провел некоторое оригинальное исследование, которое непосредственно  не связано вытекает ни с одной  из  ранее изученных тем.  Темы работ могут быть самые разные: литературные, теоретические, концептуальные и др.

  

Комедия Ренессанса: Шекспир и Джонсон.

     

При изучении этого блока преследуется цель познакомить слушателей с произведениями Джонсона, написанных в жанре “комедии”, и с принципами классификации  принципов, в соответствии с которыми ряд пьес можно рассматривать как группу. Начиная с гипотезы, что сами пьесы  требуют доказательств   принятых формулировок, в программе предусматривается анализ специфики самого термина “комедия”, а также определение того, насколько эти пьесы являются частью той темы, которая  рассматривает роль драмы в обществе времен Елизаветы и якобинцев.

Сначала пьесы следует рассматривать только как литературные произведения, но затем слушателям будет предоставлена возможность интерпретировать различные критические подходы.

Затем пьесы будут рассматриваться в контексте новых методов создания драм, которые были созданы  в условиях конкурентной борьбы различных коммерческих и политических группировок, после чего слушателям будет предложено обзор тех сил, которые повлияли на творчество Шекспира и Джонсона. Слушатели должны рассмотреть  требования рынка, которые должны были учитывать драматурги, воздействие различных структур, фактор посещаемости театров и контингент, а также роль цензуры; слушатели  должны  найти  в пьесах “следы” влияния этих факторов.

При изучении пьес  слушатели  должны обратить внимание на следующие моменты:

· нарушение  принципов классики (например, несоблюдение единства места, действия и времени)

· выбор “оформления” и определение того, как он влияет на реакцию зрителей

· различие между высокой и простонародной комедиями

· проблемы жанра, которые связан с этими пьесами

· специфика термина “комедия”

· нарушение жанра

 

Заключительная работа   по этому блоку  должна  состоять из трех частей. В первой части должны быть представлены отрывки из пьес, которые рассматриваются как варианты  для последующего анализа. Во второй части должны быть рассматриваться конкретные проблемы, касающиеся творчества Джонсона и Шекспира,  решение которых позволит  слушателям продемонстрировать глубокие знания одной пьесы любого из этих драматургов. В третьем разделе должен быть выполнен сравнительный анализ творчества двух драматургов - Шекспи* й мере двух пьес  с учетом социального и творческого контекстов, которые рассматривались в ходе изучения данного блока.

 

Литература, рекомендуемая для предварительного ознакомления:

Произведения Джонсона и произведения Шекспира.

 Литература конца средних веков.

 

В этом блоке предусматривается   познакомить слушателей  с английской литературой, относящейся к концу средних веков, с учетом исторического и культурного контекста.   Предполагается рассмотреть различные жанры, стили, диалекты и литературные традиции.

В числе направлений, которые предлагаются слушателям, можно указать такие направления как общественная сатира; традиции времен короля Артура и мифы о короле Артуре; изменения в литературных методах, жанрах и отношение к женщине; мифы  общественного и литературного декаданса; идеи, касающиеся общества и индивидуума; высокая и простонародная культура, духовное и земное начала; рыцарство и фигура короля; грамотность и образование;  искусство и архитектура; магическое и сверхестественное.

Заключительная работа   по этому блоку  должна  состоять из трех частей. В первой части должны быть представлены вопросы,  ответы на которые  должны быть подобраны из отрывков произведений анализируемого периода, причем слушатели должны показать как типичные черты  произведений этого периода, так и привести примеры нетипичных образцов.   Во второй части слушатели должны ответить на вопросы, ответы на которые должны быть получены в результате обсуждения литературных предпочтений и стилей на примере отдельных произведений или конкретных авторов. В третьем разделе будут содержаться вопросы, для ответы на которые слушателям потребуется выполнить сравнительный анализ по крайней мере текстов двух произведений или двух авторов.

 

Литература, рекомендуемая для предварительного ознакомления:

Слушатели могут выбрать произведения и   авторов: в числе которые указываются Чосер, Мэлори, Хенрисон, лирика.

 

Ренессанс и Реставрация

В этом блоке слушателям предлагается обзор английской литературы и культуры за период, начиная с правления короля Генриха VIII (в частности, лирические поэты Томас Ватт и Эрл из Сюррея) и кончая сатирическими и драматическими произведениями, относящимися к периоду Реставрации.

В числе тем, которые будут предложены слушателям, следует указать такие темы как женщина и творчество на раннем этапе современного развития; якобинская драма; источники происхождения елизаветинской трагедии; народная литература;  комедия периода Реставрации; анализ рассматриваемого периода и ряд других тем.

Заключительная работа   по этому блоку  должна  состоять из трех частей. В первой части должны быть представлены вопросы,  ответы на которые должны быть подобраны из отрывков произведений анализируемого периода, причем слушатели должны показать как типичные черты  произведений этого периода, так и привести примеры нетипичных образцов.   Во второй части слушатели должны ответить на вопросы, ответы на которые должны быть получены в результате обсуждения литературных предпочтений и стилей на примере отдельных произведений или конкретных авторов. В третьем разделе будут содержаться вопросы, для ответы на которые слушателям потребуется выполнить сравнительный анализ по крайней мере текстов двух произведений или двух авторов.

 

Литература, рекомендуемая для предварительного ознакомления:

Слушатели могут выбрать произведения и   авторов: в числе которые указываются Томас Ватт, Эрл из Сюррея, Кастильоне, Маккиавелли, Сидней, Спенсер, Марлоу, Джонсон, Шеспир, Мильтон, Драйден, Лели Мэри Рот, якобинская трагедия, поэты метафизического направления, комедия периода Реставрации.

 

Неоклассическая литература и искусство и романтизм

 В этом блоке объединены два периода истории английской литературы, которые традиционно противопоставляются друг дугу; антитеза, о  которой часто заявляли в различных критических манифестах, возникла в 18 - начале 19-го веков. При изучении этого блока особое внимание обращается не только на наличие существенных различий, но и прослеживается связь, которая может существовать между этими двумя периодами.

Заключительная работа   по этому блоку  должна  состоять из трех частей. В первой части должны быть представлены вопросы,  ответы на которые должны быть подобраны из отрывков произведений анализируемого периода, причем слушатели должны показать как типичные черты  произведений этого периода, так и привести примеры нетипичных образцов.   Во второй части слушатели должны ответить на вопросы, ответы на которые должны быть получены в результате обсуждения литературных предпочтений и стилей на примере отдельных произведений или конкретных авторов. В третьем разделе будут содержаться вопросы, для ответы на которые слушателям потребуется выполнить сравнительный анализ по крайней мере текстов двух произведений или двух авторов.

 

Литература, рекомендуемая для предварительного ознакомления:

Слушатели могут выбрать произведения и   авторов: в числе котор*****В этом блоке рассматриваются произведения, типичные  для викторианского периода.

В числе тем, которые предлагаются слушателям, можно указать: поэмы: романы, отражающие  общественные проблемы; произведения, отражающие роль женщины и встающие на их защиту; дарвинизм; вера и сомнения; социальная несправедливость; декаданс; изучение отдельных авторов.

Заключительная работа   по этому блоку  должна  состоять из трех частей. В первой части должны быть представлены вопросы,  ответы на которые должны быть подобраны из отрывков произведений анализируемого периода, причем слушатели должны показать как типичные черты  произведений этого периода, так и привести примеры нетипичных образцов.   Во второй части слушатели должны ответить на вопросы, ответы на которые должны быть получены в результате обсуждения литературных предпочтений и стилей на примере отдельных произведений или конкретных авторов. В третьем разделе будут содержаться вопросы, для ответы на которые слушателям потребуется выполнить сравнительный анализ по крайней мере текстов двух произведений или двух авторов.

 

Литература, рекомендуемая для предварительного ознакомления:

Слушатели могут выбрать произведения и   авторов: в числе которые указываются Теккерей, Хопкинс, Гаскелл, Теннисон, Диккенс, Харди, Кристина Розетти,  Джордж Эллиот, Шарлотта Бронте, Эмилия Бронте.Браунинг.

 

Современная литература

 

В этом блоке рассматривается поэзия, художественная литература и драматические произведения 20-го века.

В числе тем, которые предлагаются слушателям, следует указать такие темы как “модерн”; “модернизм”; “пост-модернизм”; влияние войны и технологического прогресса на литературные произведения; связь между искусством и политикой; роман  рабочем классе; драматические произведения на тему феминизма; региональная литература (к примеру, шотландская поэзия; художественная литература времен английской империи; поэзия времен Первой мировой войны; художественная литература стиля “пост-модернизма”; анализ произведений конкретных авторов.

Заключительная работа   по этому блоку  должна  состоять из трех частей. В первой части должны быть представлены вопросы,  ответы на которые должны быть подобраны из отрывков произведений анализируемого периода, причем слушатели должны показать как типичные черты  произведений этого периода, так и привести примеры нетипичных образцов.   Во второй части слушатели должны ответить на вопросы, ответы на которые должны быть получены в результате обсуждения литературных предпочтений и стилей на примере отдельных произведений или конкретных авторов. В третьем разделе будут содержаться вопросы, для ответы на которые слушателям потребуется выполнить сравнительный анализ по крайней мере текстов двух произведений или двух авторов.

 

Литература, рекомендуемая для предварительного ознакомления:

Слушатели могут выбрать произведения и   авторов: в числе которые указываются Вульф, Конрад, Джойс, Паунд, Эллиот,Йетс, Хаксли, Ивлин Во, Джордж Баркер, Ларкин, Плат, Оруэлл, Л. Джонс, Соммерфилд, Осборн, Силлитоу, Воннегут, Набоков, Фаррелл, Беккет, Лессинг, Фаулз, Анжела Картер.

 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.  или   This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Приходите, МУФО ждет  Вас!